Живее всех живых

«Биржа», Нижний Новгород


В современном обществе поэт – скрытый лидер. Все думают, что поэзии нет. Это ощутимо, как дефицит чего-то очень необходимого, а чего именно – никто не знает. Знает только сам лидер. И таких лидеров сегодня несколько. Для интеллигенции это Бродский, для людей, так скажем, среднего класса это по-прежнему Окуджава, Высоцкий. Для их детей, которые давно уже не дети, по-прежнему Б.Г. и все, что вокруг него. И только наиболее информированные знают о существовании современной поэзии, которая для мировой интеллектуальной элиты давно уже стала классикой, считает поэт Константин КЕДРОВ, приезжавший в Нижний Новгород на фестиваль «ЛИТЕРАТЕРРА».

О.А. – В интервью газете «Труд» вы сказали: «Без поэзии мы мертвы как люди, поэзия – это постоянное раздвигание горизонтов сознания». Так в чем предназначение поэзии, которое в течение веков остается прежним: шлифовать речь, шлифовать мысль, улучшать слово человека и его мышление?

К.К. – Тут нужен конкретный пример. Вот, скажем, мое стихотворение «Иероглиф чая»:



Я всего лишь
необы-
чайный домик
где чай не пьют
но ле-
тают
от чая к чаю
аро-
матовый
па-
рок у рта
иероглиф чая



Думаю, что читатель 19-го века не понял бы даже просто грамматического смысла, потому что не умели вкладывать слово в слово и извлекать из одного слова другое слово, как это умеем сегодня мы. Хотя, казалось бы, чего проще? Простая матрешка! Но ведь и матрешка появилась сравнительно поздно, лишь в 19-м веке и лишь во второй половине 20-го века стала брендом нашей страны. Так вот, таких брендов сейчас очень много. Только они пока не раскручены, не вышли на отечественный и мировой рынок.

О.А. – Вы говорите, что о вашей поэзии мало знают. Но какие сегодня есть формы и способы продвижения современной поэзии к читателю? Ведь востребованность поэтических сборников в магазинах сегодня почти нулевая, что, впрочем, мое поколение наблюдало десять-пятнадцать лет назад. Тогда и появились Б.Г., Петр Мамонов, Илья Кормильцев, Юрий Шевчук, которые способами рок-музыки заставили узнать о себе. А вы что-нибудь делаете в этом направлении?

К.К. – Нашим «роком» и нашей «гитарой» неожиданно оказался Интернет. В 2003 году сайт GRAMMY.ru был слегка огорошен тем, что рост популярности моей поэмы «Компьютер любви» обогнал рост популярности Мадонны, которому расти уже было некуда. Сейчас рост, естественно, замедлился, но и в 2005 году поэма«Компьютер любви» была названа главным поэтическим событием года. В голосовании приняли участие 16 500 пользователей русскоязычного Интернета во всем мире.

О.А. – Что же им так понравилось?

К.К. – Возможно, сыграла роль провокационная, компьютерная форма стиха. Будто бы написал компьютер. Цепная реакция определений. Забавно. Но я писал это еще тогда, когда в России еще не было персональных компьютеров. В беседе с академиком Велиховым в середине 80-х, Андропов сказа: нет, мне не нужен в Москве персональный компьютер, мне нужен пролетариат. Персонального компьютера у меня еще не было, я сам стал таким компьютером любви, который внезапно заговорил:



Небо – это высота взгляда
Взгляд – это глубина неба
Человек – это изнанка неба
Небо – это изнанка человека



Сегодня это переведено на все основные языки мира, а после моего выступления в Сорбонне с этой поэмой в СМИ стали появляться сообщение о моей Нобелевской номинации. Об этом лучше всех сказал Андрей Караулов в программе «Русский век». Ее можно посмотреть целикам на сайте http://kedrov.ru/ .

О.А. – А что есть для поэтов и читателей поэзии кроме Интернета?

К.К. – Ну, во-первых, вот уже 12 лет я, Андрей Вознесенский и другие поэты русского Пен-клуба выпускаем альманах под названием «Журнал ПОэтов», или просто ПО. Конечно, массовый читатель может найти его опять же в Интернете по адресу http://metapoetry.narod.ru/poetry/poetry.htm . Кроме того, мы постоянно участвуем в фестивалях. Чего стоят ежегодные Всемирные дни поэзии, которые по инициативе ЮНЕСКО проводятся в Москве 21 марта, начиная с 2000 года. Так что в этом году будем праздновать его девятый раз.

О.А. – Но это в Москве. А что, скажем, для нижегородцев?

К.К. – Только что закончился фестиваль поэзии в Нижнем «Литера Terra». Это от словосочетания «terra inkognita» – непознанная земля. Действо проходило в ресторане «Безухов», где нам понравились гардеробные номерка с изображением серебряного уха и в зале бывшего кинотеатра им. Маяковского, оформленного в стиле античной руины. Два дня с 14 до 22-х звучали стихи московских и нижегородских поэтов. Фестиваль пользовался популярностью, а это значит, что в Нижнем есть и поэты, и слушатели.

О.А. – Ну и кто стал победителем турнира поэтов?

К.К. – Мне как члену жюри особо приятно, что победил Антон Васецкий, теперь он Король поэтов Нижнего Новгорода. Должен сказать, что его соперники Сергей Шабуцкий и Владимир Безденежных тоже были близки у победе. Это очень качественный слэм, господствующий жанр поэзии на улицах Парижа и Нью-Йорка, – сплошной речевой поток в стиле Уитмена, протест, жалоба, вопль, часто с запретной лексикой. Видимо, такова современная молодежная поэзия.

О.А. – Есть ли, по-вашему, разница в восприятии поэзии у столичный и провинциальных слушателей? И есть ли какое-то отличие московской публики от провинциальной?

К.К. – Публика примерно такая же, но, конечно, в Москве больше разнообразия эстетических школ и направлений среди поэтов. И в Москве, и в Нижнем есть саунд-поэзия. В Нижнем это Бессонов. Есть опыты и с видео-поэзией, пока очень робкие, еще не освоены технические возможности. Но скажу честно, все-таки самое интересное в поэзии – это сам поэт. Если поет Мамонов, то интересен, прежде всего, Мамонов. Если Вилли Мельников читает стихи на ста языках, то это живо и интересно именно в его исполнении. Если на сцену выходят десять палиндромистов, пишущих стихи, которые одинаково читаются справа налево и слева направо, то из них только один или два – настоящие поэты, остальные лишь имитаторы. Если с гитарой был раньше Леша Хвостенко, то сегодня, прямо скажу, гитара осиротела. Никто не может извлекать из нее такие тембры и такие интонации, какие извлекал он. Хотя другие скажут, что Мамонов лучше. Личность – вот единственное, что интересно.

О.А. – Когда мы снова можем увидеть вас и других московских поэтов в Нижнем Новгороде?

К.К. – Все зависит от организаторов. Можно только поблагодарить Арсения Гончукова за умелую организацию фестиваля «Литера Terra». Я могу говорить только от нашей поэтической группы ДООС – Добровольно общество охраны стрекоз, продолжающей традиции русского футуризма, насильственно прерванные в прошлом столетии. Мы готовы выступать, было бы приглашение и, желательно, теплое помещение. В экзотическом зале бывшего кинотеатра у выступающих и слушающих пар валил изо рта.

О.А. – А какие стихи лучше идут в Нижнем, а лучше в Москве?

К.К. – Я могу лишь сказать, что в Нижнем наибольшим успехом из моих стихов пользовался довольно сложный текст «Тело мысли». Здесь вкусы нижегородцев совпали с оценкой Андрея Вознесенского. Он тоже считает, что это одно из лучших стихотворений. Полностью ознакомится с чтением можно на сайте http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6/417.html



Без тела мысль всегда телесна,
А в теле мысль всегда бесплотна.
Они встречаются друг с другом
сожительствуя как два тела
За пределы мысли
тело
улететь никак не может
но в пределах тела
мысли
улетают в бесконечность.




Ольга Адрова, Москва, специально для «Биржи». 27 ноября 2007.

Hosted by uCoz