КОСМОЯЗЫЧИЕ

Наконец увидело свет полное собрание стихотворных сочинений замечательного философа и поэта Константина Кедрова, создателя инсайдаута и метаметафоры. Будучи собранными вместе, даже стихотворения, публиковавшиеся раньше, выглядят как-то по-новому и масштабнее. Книга открывается предисловием-стихотворением Андрея Вознесенского "Демонстрация языка". В целом внушительный том объемом в 500 стр. производит сильное впечатление и вот почему.

На квантовом, мелкомасштабном и потому глубинном уровне русский язык совершенствовался плеядой наших знаменитых футуристов на рубеже XIX-XX веков. В последнее время это направление развития языка продолжили Андрей Вознесенский, Константин Кедров и др. Неслучайно в предисловии издательства к рассматриваемой книге сказано: "Поэтически XX век начался с футуризма. Завершился он метаметафорой" и еще – "Константин Кедров возрождает поэзию, умолкнувшую после смерти двух гениальных футуристов – Хлебникова и Маяковского". Но дело не только в возрождении, хотя это само по себе очень важно, дело в разъятии и сложении русского языка, чтобы можно было увидеть внутреннее его богатство. И эта полная свобода обращения с языком открывает новые возможности для еще более углубленного освещения и передачи современного мышления, обогащенного новым философским, научным и религиозным видении мира. И в результате создается впечатление о выходе в невесомость космического пространства, в котором нет тяготения прошлых ограничений, традиций и запретов. Слово может читаться в прямом и обратном направлении, записываться сверху вниз и наоборот, выворачиваться наизнанку, в нем можно переставлять буквы, получая из одних и тех же букв, новые слова, как бы содержащиеся внутри этого слова, словом можно не только описывать, но и рисовать любые образы.

Это касается не только поиска новых форм, но сопровождается поиском более глубокого и более космического содержания, что нашло отражение, естественно, и в палиндромическом названии книги – “ИЛИ”. Говоря об этом, научный редактор книги И.Ушаков отметил, что “…в 1984 г. Кедров написал стихотворение “Или” – неожиданное решение шекспировской теоремы “быть или не быть”; поэт выбрал “или”. “Или – это свобода”.

Если говорить о философском содержании названия книги, то оно как никогда нынче актуально. Известно, что и наука, и религия опираются исключительно на формальную логику, в которой, по сути, нет выбора: А есть В и другого не должно быть. Между тем, диалектическая логика, единственно верно описывающая жизнь, допускает существование выбора, т.е. А может быть В или С, или D, в зависимости от условий и обстоятельств. Идеалистическая и материалистическая философии при решении первого философского вопроса (что первично: Материя или Дух?) фактически тоже лишали нас права выбора. Сегодня становится очевидным, что первичны, как Материя, так и Дух, везде и во всем они переходят друг в друга, реализуя в динамике это вечное “ИЛИ”, как перпетуум-мобиле. Таким образом, самый глубокий смысл нашей жизни заключается именно в “ИЛИ”, как в вековечном символе движения. Палиндром “ИЛИ” симметричен и это сродни фундаментальной симметрии в физике. Само по себе это слово ничего не значит, если не обозначен предмет выбора, значение которого нарушает симметрию. Известно, что именно нарушение симметрии привело к возникновению жизни, оно же создает необходимые предпосылки и для создания красоты.

Вне всякого сомнения, книга К.А. Кедрова “ИЛИ” есть прорыв в новые сферы языка, в новый мир слова. Как всякое откровение, оно непременно должно пройти определенный период отрицания и непонимания. Людям, живущим в традиционно земном мире, не привыкшим мыслить, книга явно будет казаться косноязычной, а тот, кто задумается о будущем, наверняка увидит в ней КОСМОЯЗЫЧИЕ.

 

г. Николаев, 5.02.2003 г.

А.Золотухин, председатель Пушкинского клуба.

Hosted by uCoz