“ПЕРСОНА”, № 8, 2002.

Благовестники

Константин Александрович – человек, всерьез изучающий мироздание и постигающий Космос. Поэт, который решил, во что бы то ни стало понять всего за одну жизнь и Вселенную, и Бога. Проницательный наблюдатель, придумавшего вместе с Андреем Вознесенским ДООС – Добровольное общество охраны стрекоз, в котором оправдывается и легализуется то самое свободное пение без дела, за которое небезызвестный муравей уже какой век отчитывает трепещущую на ветру стрекозу...

“Я достиг тишины

обогнавшей меня навсегда

я достиг тишины

потерявшей меня в тишине”.

В уютной квартире в Гнездниковском переулке размышляем о муках поэзии, о нашествии на Землю технических мутантов, заменивших творчество чем-то визжащим, громким и дребезжащим.

А еще Константин Кедров говорит о том, что, воспользовавшись приемом расширения сознания до размеров Вселенной – а Вселенная это мысль Бога, – объединив в себе западные и восточные метафизические уроки, человек может наконец-то увидеть невидимое, услышать неслышимое, понять непостижное. Только кому это нужно кроме него самого, ну, и еще единомышленников, которым жить без него скучно?

У Константина Александровича вообще своих личных теорий великое множество. Все они глобальные, поэтичные и все Космического масштаба. Вот, например теория о том, что мы с Вселенной – единое тело, и раз есть глаза у нас, то есть глаза, соответственно, и у Вселенной: Солнце имя одному, а другому – Луна. А деревья и травы – это волосы земли. Горы и скалы – кости и позвоночник. И что все едино и взаимосвязано, хотя и имеет личностную природу. Бессмертно и бесконечно мироздание, бессмертна и душа исследующая свет...

– Личность, обладающая потенциалом и внутренними знаниями, продвигает умы людей, а, следовательно, и историю. Она становится следствием изменения сознания. Личность – душа истории, личность творит историю, а не история личность, как учили и до сих пор учат в школе, – говорит Константин Александрович. – Есть личности, которые вошли в мое сердце с детства и навсегда. Я был поражен и покорен, узнав творения Велимира Хлебникова. Этот человек создал свою звездную азбуку, где каждый звук нашей земной речи есть одновременно модель Вселенной. “В” – вращение вокруг точки, “С” – свет, расходящийся во все стороны.

Наша речь – сотворение мира и даже многих миров. Словом и осознанием можно сотворить, но ими можно и разрушить. Почему так трудно, мучительно слушать мат? Потому что он разрушает гармонию и собирает все невежество в единый звук.

Велимир Хлебников – поэт не для чтений, а для всемирных переворотов. Это поэт клипов, в которых на телеэкране младенец запросто превращается в пулемет, а пулемет в младенца. Сегодняшний читатель так и не дополз до гениального Велимир. Он пришел к нам с другим зрением. Он смотрел на небо не снизу вверх, а сверху вниз. Земля была для него небом, а небо – подножием. Это человек, перешагнувший звездное небо и ушедший в такие дали, которые не виделись и Копернику. Он перекодировал в звуки всю Вселенную, я же пытаюсь добыть из этих звуков поэзию Велимира Хлебникова.

Человеком, оказавшим огромное влияние на русскую православную мысль ХХ века, долгое время являлся Василий Родзянко. Помните, как через глушилки, мы ловили его проповеди на Би-Би–Си? Долгое время он был единственным источником христианской мысли для миллионов людей. Сейчас нет глушилок, но нет сегодня и мыслителя, равного по величине Василию Родзянко. Его главный труд – “Теория распада Вселенной и вера отцов”. В нем прослеживается связь между святоотеческими откровениями святого Василия Великого с новейшими достижениями современной космологии. Родзянко ответил на вопрос физиков – “как” устроен мир и на вопрос богословия и литературы – “зачем”. Он ответил таким образом: “Человек во Вселенной для того, чтобы она не погибла. А Вселенная для того, чтобы был человек”. Чем совершеннее духовное зрение, тем дальше будет сей мир от гибели и ближе к Богу.

Следующий человек, который, на мой взгляд, сыграл в истории гигантскую роль, человек нешуточный – это Эйнштейн. После него пришлось отвечать на вопросы, как соотносится человек с Вселенной? Каким образом они вообще могут соотносится? И есть ли связь между ними?

Как совместить в пространстве-времени 70 лет человеческой жизни и 20 миллиардов лет существования нашего мироздания? Проще отмахнутся от такого вопроса, чем задавать его. Влияет ли как-нибудь мышь на гору, когда она на нее смотрит? И если Солнце слепит человеку глаза, когда он смотрит прямо на него, то влияет ли человеческий взгляд на Солнце?

Эйнштейн тоже был великий поэт, он вывел формулу, являющуюся одним из самых красивых стихотворений ХХ века: Е=МС2. Это – самая первая метафора, в ней разверзается зрение Ангелов. Здесь масса и время равны нулю, а мгновение длится вечно. Тут то, что принято описывать словами: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно!” Другой великий “физик” и поэт сказал: “Здесь – мгновенно, там – всегда”. Это - итог ХХ века. Зато в ХХI веке формула самопознания звучит еще проще: Я не есть Я. В словесном эквиваленте примерно так:

“Я вышел к себе

через-навстречу-от

и ушел под,

воздвигая над”.

И еще одна вещая строчка из писем Эйнштейна в будущее: “Все существует всегда”…

А Сократ никогда не записывал свои мысли, он открывал истину в ироническом споре. Он очертил человечеству границу существования с непознанным. “Я знаю то, что ничего не знаю”, – это его отношение к миру. Сократ творец живой философии: поступок значит больше, чем мысль, образ жизни важнее образа мысли. Он учил своим примером: довольствовался малым, храбро сражался, проявлял смирение, выслушивая ругань своей сварливой жены Ксантиппы. И когда пришло время для настоящего поступка – выбрать смерть или изгнание – он выбрал смерть в кубке с цикутой. Сократ считал человека вместилищем истины, а истина не подвластна уничтожению. Он не обвинил мир в своем приговоре, наоборот, от приговора ужаснулся мир.

Толстой открыл главный закон для современной цивилизации: “Зло никогда не уничтожается злом, и лишь добром уничтожается зло”. Можно сказать “открыл заново”. К этому времени евангельская истина считалась уже отжившей и устарелой. Ницше уже бросил перчатку с руки “сверхчеловеков”, призывая к победе арийской цивилизации, Спенсер и Дарвин, ложно поняв диалектику Гегеля, подготавливали к борьбе всех против всех, Маркс и Энгельс вдохновляли человечество классовой борьбой. Всей христианской традиции был брошен вызов, и его принял Лев Толстой. А что означает “сопротивление злу ненасилием”? Это означает активнейшее неподчинение неправильным законам бытия. Изучая природу, Лев Николаевич заметил, что любовь, взаимовыручка и сострадание – важнейшие законы выживания. А абсолютизация борьбы и жестокости просто не соответствуют действительности и несовместима с жизнью.

Толстой часто ссылался на мысль Лао-Цзы о победе нежного живого над жестоким, окаменевшим – мертвым. Даже если заковать землю в асфальт и камень, через камень весной пробьется трава. Закон непротивления злу насилием Толстой считал божественно-природным. И изучая законы мироздания, он предупреждал, что цивилизация, выступающая против этого закона, рано или поздно будет сметена с лица земли. Притягательность этих идей очевидна для многих выдающихся личностей, на них практически воспитывалась вся русская интеллигенция.

Второй, и тоже очень интересный закон Льва Толстого – “умение довольствоваться малым”. Он говорил: “Когда я прихожу в магазин, меня не покидает радостное чувство – как много вещей, которые мне не нужны”. Это знание коренится в природе – животные не ведают роскоши и не стремятся к ней. Представляете, как изменилась бы современная молодежь, если бы такие идеи культивировались в школах?

Путь к добру и красоте всегда требует усилий и труда. Обучения. Например, для человека консервативного или эстетически неразвитого полотна Кандинского, Малевича, Пикассо есть только хаос и разрушение. Однако чуткие новаторы увидели, что искусство не должно гнушается никакими методами, чтобы преобразить помойку в храм. Их живое искусство расширило сферы жизни, восприятия, мировоззрений и сферы духа. Полотна Кандинского, Пикассо, Дали нарушают все законы упорядоченности и симметрии, но распространяют свою упорядоченность в запредельные области, на грани хаоса. Но именно это и двигает искусство вперед, расширяя привычные грани видения мира и проникновения в свое Я. Красота безгранична, хотя границы ее всегда очерчены во времени.

Добро нуждается в постоянной защите, поэтому битва добра и зла никогда и нигде не затихнет. Это верно, как для отдельных личностей, так и для целых народов. Зло – это то, что “дано”. Добро – это задача, которую предстоит решить, исходя из того, что “дано”. Я думаю, что со временем должна возникнуть особая отрасль науки – злология, или примитивология. Эта наука будет исследовать закономерности зла. Однако некоторые закономерности уже выявлены. Гитлер, Сталин, Мао – апостолы зла, и их основные позиции известны: черное – белое, свой - чужой, кто не с нами, тот против нас. Исследуя мысли дикарских сообществ, социолог Леви-Брюль назвал этот тип мышления “пралогическое”. В их упрощенном мире все делится на посвященных, сознательных, классово близких, и – капиталистов, евреев, цыган, выражаясь нашими словами. В их мире чужие не достойны даже жизни. Вторая особенность примитивологии – наделение врага сверхчеловеческими возможностями. Количество врагов со временем только множится. Их наделяют мистическими силами, которыми они могут окутать весь мир. Сталин, например, всегда видел даже среди коммунистов “перерожденцев” и “оборотней”. Апостолы зла оставили свои труды, которые можно читать только после лоботомии или под глубоким наркозом. Анатомия зла ХХ века представлена в них во всей полноте.

Еще одна особенность зла – вера, что жестокость и единомыслие – универсальное средство для решения всех проблем. Чем больше масштаб репрессий, тем быстрее наступит общая справедливость. Сначала репрессируют личности, а потом толпу.

Следующая особенность зла – вера в то, что общество и масса всегда важнее, чем личность. Адепты полагают, что именно от личностей и наступает их гибель. Личность – первоатом добра. Все доброе исходит от свободной личности, все злое рождается от масс и сообществ. Личность может быть носителем зла, но добро никогда не исходит от масс. Человеческая стадность рождает монстров. А самый страшный из монстров – сама толпа. Поэтому только развитая и духовно продвинутая личность, ориентированная на вечные ценности, способна продвинуть сознание на новый виток.

Есть удивительные, светлые личности. Экзюпери – посланник небес. Интересно, что он воспринимается миром, как персонаж своей прозы, “небесный” в прямом смысле слова – ведь большую часть своей жизни он летал. И в пустыне, подобно библейскому пророку, встретил своего ангела – Маленького принца, который передал ему одну из главнейших заповедей ХХ столетия: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Барашек и Роза – древние католические символы. Агнец – Иисус и Дева Мария – Роза. Над Экзюпери не посмели насмехаться даже самые закоренелые острословы! Время не нанесло ему никакого ущерба, потому что его проза под самой нежной и прочной защитой – ее любят дети. Экзюпери тайновидец и тайнозритель. Таких как он Даниил Андреев называл Вестниками. “Вестники приходят к людям, что бы остаться с ними навсегда”.

Записала Марина ЧЕРКАСОВА

Hosted by uCoz