Живее всех живых
«Биржа», Нижний
Новгород
В современном обществе поэт – скрытый лидер. Все
думают, что поэзии нет. Это ощутимо, как дефицит
чего-то очень необходимого, а чего именно – никто
не знает. Знает только сам лидер. И таких лидеров
сегодня несколько. Для интеллигенции это
Бродский, для людей, так скажем, среднего класса
это по-прежнему Окуджава, Высоцкий. Для их детей,
которые давно уже не дети, по-прежнему Б.Г. и все,
что вокруг него. И только наиболее
информированные знают о существовании
современной поэзии, которая для мировой
интеллектуальной элиты давно уже стала
классикой, считает поэт Константин КЕДРОВ,
приезжавший в Нижний Новгород на фестиваль
«ЛИТЕРАТЕРРА».
О.А. – В интервью газете «Труд» вы сказали: «Без
поэзии мы мертвы как люди, поэзия – это
постоянное раздвигание горизонтов сознания».
Так в чем предназначение поэзии, которое в
течение веков остается прежним: шлифовать речь,
шлифовать мысль, улучшать слово человека и его
мышление?
К.К. – Тут нужен конкретный пример. Вот, скажем,
мое стихотворение «Иероглиф чая»:
Я всего лишь
необы-
чайный домик
где чай не пьют
но ле-
тают
от чая к чаю
аро-
матовый
па-
рок у рта
иероглиф чая
Думаю, что читатель 19-го века не понял бы даже
просто грамматического смысла, потому что не
умели вкладывать слово в слово и извлекать из
одного слова другое слово, как это умеем сегодня
мы. Хотя, казалось бы, чего проще? Простая
матрешка! Но ведь и матрешка появилась
сравнительно поздно, лишь в 19-м веке и лишь во
второй половине 20-го века стала брендом нашей
страны. Так вот, таких брендов сейчас очень много.
Только они пока не раскручены, не вышли на
отечественный и мировой рынок.
О.А. – Вы говорите, что о вашей поэзии мало знают.
Но какие сегодня есть формы и способы
продвижения современной поэзии к читателю? Ведь
востребованность поэтических сборников в
магазинах сегодня почти нулевая, что, впрочем,
мое поколение наблюдало десять-пятнадцать лет
назад. Тогда и появились Б.Г., Петр Мамонов, Илья
Кормильцев, Юрий Шевчук, которые способами рок-музыки
заставили узнать о себе. А вы что-нибудь делаете в
этом направлении?
К.К. – Нашим «роком» и нашей «гитарой» неожиданно
оказался Интернет. В 2003 году сайт GRAMMY.ru был слегка
огорошен тем, что рост популярности моей поэмы
«Компьютер любви» обогнал рост популярности
Мадонны, которому расти уже было некуда. Сейчас
рост, естественно, замедлился, но и в 2005 году
поэма«Компьютер любви» была названа главным
поэтическим событием года. В голосовании приняли
участие 16 500 пользователей русскоязычного
Интернета во всем мире.
О.А. – Что же им так понравилось?
К.К. – Возможно, сыграла роль провокационная,
компьютерная форма стиха. Будто бы написал
компьютер. Цепная реакция определений. Забавно.
Но я писал это еще тогда, когда в России еще не
было персональных компьютеров. В беседе с
академиком Велиховым в середине 80-х, Андропов
сказа: нет, мне не нужен в Москве персональный
компьютер, мне нужен пролетариат. Персонального
компьютера у меня еще не было, я сам стал таким
компьютером любви, который внезапно заговорил:
Небо – это высота взгляда
Взгляд – это глубина неба
Человек – это изнанка неба
Небо – это изнанка человека
Сегодня это переведено на все основные языки
мира, а после моего выступления в Сорбонне с этой
поэмой в СМИ стали появляться сообщение о моей
Нобелевской номинации. Об этом лучше всех сказал
Андрей Караулов в программе «Русский век». Ее
можно посмотреть целикам на сайте http://kedrov.ru/ .
О.А. – А что есть для поэтов и читателей поэзии
кроме Интернета?
К.К. – Ну, во-первых, вот уже 12 лет я, Андрей
Вознесенский и другие поэты русского Пен-клуба
выпускаем альманах под названием «Журнал
ПОэтов», или просто ПО. Конечно, массовый
читатель может найти его опять же в Интернете по
адресу http://metapoetry.narod.ru/poetry/poetry.htm . Кроме того, мы
постоянно участвуем в фестивалях. Чего стоят
ежегодные Всемирные дни поэзии, которые по
инициативе ЮНЕСКО проводятся в Москве 21 марта,
начиная с 2000 года. Так что в этом году будем
праздновать его девятый раз.
О.А. – Но это в Москве. А что, скажем, для
нижегородцев?
К.К. – Только что закончился фестиваль поэзии в
Нижнем «Литера Terra». Это от словосочетания «terra
inkognita» – непознанная земля. Действо проходило в
ресторане «Безухов», где нам понравились
гардеробные номерка с изображением серебряного
уха и в зале бывшего кинотеатра им. Маяковского,
оформленного в стиле античной руины. Два дня с 14
до 22-х звучали стихи московских и нижегородских
поэтов. Фестиваль пользовался популярностью, а
это значит, что в Нижнем есть и поэты, и слушатели.
О.А. – Ну и кто стал победителем турнира поэтов?
К.К. – Мне как члену жюри особо приятно, что
победил Антон Васецкий, теперь он Король поэтов
Нижнего Новгорода. Должен сказать, что его
соперники Сергей Шабуцкий и Владимир
Безденежных тоже были близки у победе. Это очень
качественный слэм, господствующий жанр поэзии на
улицах Парижа и Нью-Йорка, – сплошной речевой
поток в стиле Уитмена, протест, жалоба, вопль,
часто с запретной лексикой. Видимо, такова
современная молодежная поэзия.
О.А. – Есть ли, по-вашему, разница в восприятии
поэзии у столичный и провинциальных слушателей?
И есть ли какое-то отличие московской публики от
провинциальной?
К.К. – Публика примерно такая же, но, конечно, в
Москве больше разнообразия эстетических школ и
направлений среди поэтов. И в Москве, и в Нижнем
есть саунд-поэзия. В Нижнем это Бессонов. Есть
опыты и с видео-поэзией, пока очень робкие, еще не
освоены технические возможности. Но скажу честно,
все-таки самое интересное в поэзии – это сам поэт.
Если поет Мамонов, то интересен, прежде всего,
Мамонов. Если Вилли Мельников читает стихи на ста
языках, то это живо и интересно именно в его
исполнении. Если на сцену выходят десять
палиндромистов, пишущих стихи, которые одинаково
читаются справа налево и слева направо, то из них
только один или два – настоящие поэты, остальные
лишь имитаторы. Если с гитарой был раньше Леша
Хвостенко, то сегодня, прямо скажу, гитара
осиротела. Никто не может извлекать из нее такие
тембры и такие интонации, какие извлекал он. Хотя
другие скажут, что Мамонов лучше. Личность – вот
единственное, что интересно.
О.А. – Когда мы снова можем увидеть вас и других
московских поэтов в Нижнем Новгороде?
К.К. – Все зависит от организаторов. Можно только
поблагодарить Арсения Гончукова за умелую
организацию фестиваля «Литера Terra». Я могу
говорить только от нашей поэтической группы ДООС
– Добровольно общество охраны стрекоз,
продолжающей традиции русского футуризма,
насильственно прерванные в прошлом столетии. Мы
готовы выступать, было бы приглашение и,
желательно, теплое помещение. В экзотическом
зале бывшего кинотеатра у выступающих и
слушающих пар валил изо рта.
О.А. – А какие стихи лучше идут в Нижнем, а лучше в
Москве?
К.К. – Я могу лишь сказать, что в Нижнем
наибольшим успехом из моих стихов пользовался
довольно сложный текст «Тело мысли». Здесь вкусы
нижегородцев совпали с оценкой Андрея
Вознесенского. Он тоже считает, что это одно из
лучших стихотворений. Полностью ознакомится с
чтением можно на сайте http://video.mail.ru/mail/kedrov42/6/417.html
Без тела мысль всегда телесна,
А в теле мысль всегда бесплотна.
Они встречаются друг с другом
сожительствуя как два тела
За пределы мысли
тело
улететь никак не может
но в пределах тела
мысли
улетают в бесконечность.
Ольга Адрова, Москва, специально для «Биржи». 27
ноября 2007.
|