The Poetry Society was established in 1998 by the leading Russian poets Genrich Sapgir (1928-1999), Gennadi Aigi, Konstantin Kedrov (the current President), Anatoly Kudryavitsky (President from 1998 till 1999), Tatyana Shcherbina and Larissa Miller. The aim of our society is to help poets and poetry thrive in today's Russia. The Russian Poetry Society is a strictly non-political membership organisation open to all poets. www.metapoetry.narod.ru and the paper-based POetry magazine promote Russian poetry, especially avant-garde. They feature poets and poetry in the news, current activities by the Poetry Society and Poetry Cafe Bilingua, a members' arena to meet other poetry enthusiasts, information on poetry competitions and the World Poetry Day 21 March, as well as an extensive links section. Next year, the main activities of the organization are the National Free-Verse Festival and the publication of the next issue of the POetry magazine. The celebration of the World Poetry Day in Moscow will take place in the Taganka Theatre on March 25th, 2005, 2006.
----------------------------------------------------------------------------------------
История возникновения Русского поэтического общества
Анатолий Кудрявицкий, Дублин, Ирландия


Странным образом, идея создания Российского поэтического общества возникла у меня не в России. Осенью 1998 года я был приглашен выступать с чтением стихов на Международном Биеннале поэзии в бельгийском городе Льеже. Я, как некоторые знают, а другие, быть может, догадываются, пишу и публикую стихи не только на русском, но и на английском языке; вот и в Льеже я читал свои английские стихи. После моего выступления я разговорился с пожилым американским поэтом Джино Плэтти, в свое время дружившим с Бродским. Американец оказался президентом ФИПА – созданной под эгидой ЮНЕСКО международной федерации, координирующей деятельность поэтических объединений разных стран мира.
– Бродский не любил Союз Советских Писателей, – сообщил мне «новость» Плэтти.
– Мы об этом догадывались, – дипломатично сказал я.
– Бродский говорил, этот союз держит писателей под своим контролем. Я не понимаю, почему российские писатели – ну, например, поэты – не создадут свою собственную организацию.
– Поэты не любят бюрократию, – высказался я.
– Поэтому и надо создавать такое общество, и пусть в нем этой самой бюрократии будет как можно меньше.
– Вообще-то, у нас в 20-е годы был Союз Поэтов, и во главе его стоял замечательный поэт Александр Блок.
– Ну, так реанимируйте его!
Насколько я понял, призыв был реанимировать не Блока, а Союз Поэтов. Почему бы и нет? – думал я, сидя в самолете.
Реанимация ли то была или нет, не знаю, но поэтическое общество действительно было вскоре создано. Вернувшись из Бельгии, я отправился на Новослободскую – обсуждать идею с Генрихом Сапгиром.
– Замечательная мысль, – откликнулся тот. – Я тоже никогда не любил Союз Писателей, до сих пор в Дом Литераторов избегаю ходить. Мне чудится, там везде призраки почивших в бозе советских писателей бродят и подлизывают в ресторане упавшие на пол капли.
В организационный совет, впоследствии ставший Руководящим Советом общества, вошли Генрих Сапгир, Константин Кедров, Лариса Миллер, Татьяна Щербина, Геннадий Айги, Татьяна Михайловская и автор этих строк. В ноябре 1998 года состав Совета был одобрен на общем собрании членов общества, которых в то время было около сорока. Сразу после собрания состоялась пресс-концеренция. Вопросы были вполне благожелательные, и несколько ведущих российских газет в последующие пару дней опубликовали материалы о новом поэтическом обществе. Выбился из общего тона только вопрос Алехина, редактора журнала «Арион»: «Как вы допускаете, чтобы российскими поэтами руководила такая враждебная нам западная организация, как ЮНЕСКО?»
Сразу вспомнились реалии того дня: позднеельцинский антизападный угар времен косовского кризиса, в малоароматную струю которого поспешил влиться вопрощающий.
Константин Кедров сказал: «Неужели организация, которую создавали Эйнштейн и Бертран Расселл, может быть кому-то враждебна?» Зал засмеялся, и всем все сразу стало ясно.
Мне же пришлось на пресс-концеренции, как и потом в газете «Вечерняя Москва», объяснять, что Общество вполне самостоятельно и не является структурным подразделением ни ФИПА, ни тем более ЮНЕСКО, хотя и признано обеими этими организациями. Вообще, многие поспешили критиковать Общество буквально с первых дней его создания. Сапгир как-то раз высказался по поводу таких критиков: «Есть люди, которые мечтают оказаться на вашем месте, это нормально. Если бы они хотели создать подобную организацию, они бы давно ее создали. Но кто у нас всерьез желает что-либо делать – тем более, для других?»
Интересно, что когда общество создавалось, подразумевалось, что его возглавит Генрих Сапгир. Он сперва согласился, потом, сославшись на плохое здоровье, сказал, что не в состоянии быть президентом Общества, хотя всячески поддерживает идею его создания и, более того, согласен войти в Руководящий Совет. Все остальные члены организационного комитета также не захотели заниматься бумажной работой. Генрих стал уговаривать меня: «Вы же человек молодой, вам надо выдвинуться». Я сказал ему, что никуда выдвигаться не хочу, а к тому же через год еду на время в Германию, а потом перебираюсь в Ирландию, на родину моего деда, бывшего узника ГУЛАГа. «Вот вы за год и организуете инфраструктуру общества, – сказал Генрих, – а потом передадите дела».
Все так и произошло. К концу первого года членов общества стало почти сто сорок, и заметно увеличилось число поэтов нестоличных. У общества была своя издательская программа. Подготовленная мною небольшая антология «Поэзия безмолвия» (1999) была отмечена призом Московской Международной книжной ярмарки. Презентация этой антологии в литературном салоне «Классики двадцатого века» прошла, увы, без Генриха Сапгира, одного из авторов этой книги: он скоропостижно скончался в троллейбусе по дороге на эту самую презентацию.
Под эгидой Общества были изданы также книги стихов интересных молодых поэтов Елены Печерской из Москвы и Аси Шнейдерман из Петербурга, а также несколько книг зарубежных поэтов в переводе на русский: всемирно известной поэтессы из Люксембурга Аниз Кольц, известного ирландского поэта-авангардиста Десмонда Игана, канадской поэтессы Нэнси Бёрк, а также ставшая ныне библиографической редкостью книга стихов знаменитого рок-барда Джима Моррисона. В течение того года в Литературном Музее на Петровке прошел однодневный Фестиваль Свободного Стиха; в том же помещении регулярно проходили поэтические вечера, и входившие в Общество поэты получили возможность регулярного общения с читателями.
Осенью 1999 года, когда я объявил, что я, как и планировал, ухожу с президентского поста, президент ФИПА прислал мне благодарственное письмо. Следующим президентом Российского поэтического общества был избран Константин Кедров, которому я и передал дела. Я остался членом Руководящего Совета и сейчас занимаюсь координацией деятельности общества и ФИПА, членом Совета директоров я в настоящее время являюсь.
Вспоминая первые годы, постепенно уходящие в прошлое, я с радостью замечаю, что празднование Международного дня поэзии 21 марта стало традицией в России, как и в других странах. У Общества есть теперь свой журнал, и есть также вэбсайт, и оба они служат мостками между российскими поэтами, где бы те ни жили.

Hosted by uCoz